Советы психолога

Детская агрессия

08.05.2024

Что такое агрессия и каких видов она бывает?

 

 

Поведение ребенка можно считать агрессивным, если его действия и мысли направлены на причинение вреда себе и окружающим. Агрессия выражается отрицательными эмоциями, желаниями и делами. То есть, агрессивный малыш может не слушаться, раздражаться, оскорблять других, отказываться общаться и даже проявлять насилие (кусать и драться).

Такое расстройство может возникнуть в любом детском и подростковом возрасте. Мальчики раздражаются и гневаются в более открытой форме, чем девочки. Взрослые обычно легко определяют агрессивное поведение у детей, поскольку жестокий ребенок ломает игрушки, дерется со сверстниками и родителями, употребляет грубые и неприличные слова, часто закатывает истерики.

Агрессивное поведение имеет классификацию и различается по следующим видам:

  1. Вербальный вид агрессии, который выражается в словах. Агрессор (чаще девочка) разговаривает на повышенных тонах, угрожает, оскорбляет, унижает собеседника.
  2. Физический вид, при котором агрессия принимает форму физической силы (чаще подвержены мальчики). При такой форме агрессивного поведения наносится вред человеку или вещам (драки, удары, укусы).
  3. Прямой вид проявляется в отношении конкретного объекта.
  4. При косвенном виде ребенок демонстрирует агрессию при помощи сплетен, злобных шуток, клеветы и провокаций.
  5. Экспрессивный вид часто не осознается или отрицается малышом, в этом случае агрессия может проявляться скрыто – с помощью мимики, жестов и поз.
  6. Аутоагрессия – вид агрессивного поведения, направленный против себя самого. Ребенок или подросток может вырывать себе волосы, кусать, грызть ногти.

Важно отличать агрессию от агрессивности. Агрессия – это «разовая акция», при которой ребенок нарушает моральные и поведенческие правила и может причинить вред себе и окружающим, а вот агрессивностью считается жестокое поведение, перешедшее в хроническую форму.

 

В чем причина возникновения агрессии у ребенка?

 

 Психологи не выявляют однозначную причину, по которой ребенок может начать проявлять жестокость, раздражение и агрессию. Самой логичной версией является тот факт, что малыши причиняют вред себе и другим из-за чувства беспомощности и неумения разобраться в себе и найти решение.

Основными причинами возникновения агрессии считаются:

  1. Отношения в семье. Если родители проявляют к ребенку безразличие, родственники часто ругаются, жестоки друг к другу, то такая обстановка сильно влияет и на ребенка, который может гневаться и не слушаться старших, пытаясь привлечь к себе внимание или копировать поведение взрослых. Излишняя опека тоже может привести к агрессии со стороны малыша в знак протеста, из-за невозможности повлиять на ситуацию и иметь свое мнение.
  2. Индивидуальные особенности личности. Эмоционально неустойчивый ребенок с низкой самооценкой может «защищаться от опасностей» через раздражение и агрессию, выплескивая таким образом свои тревоги, страхи, неуверенность, чувство вины.
  3. Тип нервной системы ребенка. Неуравновешенные дети с особенностями здоровья и заболеваниями ЦНС тоже склонны к агрессии, поскольку с трудом переносят любой психологический дискомфорт.
  4. Условия существования. Социальный статус или негативная экология могут влиять на уровень агрессии в поведении ребенка.
  5. Негативная ситуация. В детском возрасте (как и во взрослом) агрессивные эмоции могут сопутствовать произошедшему событию. Например, неудовлетворительная оценка на уроке, необходимость выполнять нелюбимые задания или утомительная поездка зачастую вызывают у малыша вспышки раздражения и злобы.

Признаки агрессивного поведения ребенка

 

На агрессивность в поведении ребенка указывает наличие следующих факторов:

  • Невозможность контролировать свое поведение, слова, чувства. Даже если малыш иногда старается управлять собой, эта попытка терпит неудачу.
  • Частые скандалы и выяснение отношений со сверстниками, родителями, педагогами.
  • Порча игрушек и вещей вызывает у ребенка чувство удовлетворения.
  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых, не подчиняется правилам.
  • Как будто специально ведет себя плохо, чтобы вызвать отрицательные эмоции окружающих.
  • Ребенок злопамятен и зачастую вынашивает планы мести по отношению к обидчику.
  • Неумение осознать и признать свои ошибки, постоянное самооправдание или обвинение в своих неудачах других людей.

Если у ребенка наблюдается поведение из большинства этих пунктов, то существует большая вероятность, что поведение это именно агрессивное. Следует понимать, что в дошкольном и школьном возрасте детям свойственно не слушаться и капризничать. И если непослушание и злость выражаются по серьезной причине (например, из-за несправедливого наказания), то такую детскую агрессию следует воспринимать как нормальную реакцию. Волноваться следует лишь в тех случаях, если симптомы агрессии сохраняются продолжительное время (от полугода), становясь постоянным поведением.

 

Чем опасна детская агрессия?

Что будет, если ничего не предпринимать?

 

Когда агрессия у ребенка принимает хроническую форму, подкрепляется воспитанием и семейной обстановкой, она может стать неотъемлемой частью личности ребенка – он вырастет грубым человеком, обиженным на себя, окружающих людей и мир, будет чаще других подвергаться депрессиям и стрессам. Такой человек не сможет достигнуть успеха в жизни, создать благополучную семью, построить карьеру.

Более того, агрессия может развиться в психическое расстройство и социальную дезадаптацию, тогда не исключены и неадекватное поведение и правонарушения. При аутоагрессии в дошкольном возрасте малыш наносит себе вред, а вот в возрасте подростковом такой вид поведения может стать причиной даже самоубийства.

Необходимо понимать, что агрессивным поведением ребенок как бы просит мир и взрослых о помощи, дает своеобразный сигнал бедствия о своих внутренних проблемах, которые не может решить самостоятельность. Маленький человек чувствует себя одиноким и ненужным и очень нуждается не только в понимании и ласке, но и в помощи квалифицированного психолога.

 

Как диагностируется агрессия в детском возрасте?

 

Диагностирует агрессивное поведение у ребенка психолог (в сложных случаях – сотрудничая с невропатологом и психиатром). Главная задача специалиста – выяснить причину агрессии, понять, от чего именно защищается малыш.

Свое исследование психолог проводит при помощи следующих методов:

  • беседа (с ребенком, членами его семьи, педагогами и воспитателями);
  • наблюдение за поведением и реакциями малыша;
  • анкетирование и тестирование (школьникам и подросткам, которые умеют читать и писать, специалист предлагает заполнять анкеты, а дошкольникам – тесты в виде картинок или рисунков).

Родителям тоже советуют последить за рисунками своего ребенка.

Если малыш:

  • изображает себя значительно меньше по размеру, чем других;
  • склонен четко прорисовывать зубы и ногти у людей и животных на своих картинах;
  • рисует драки, ссоры, оружие, пожары, войну;
  • часто зачеркивает изображение и исправляет детали на своих рисунках;
  • в семейных «портретах» всегда забывает изобразить определенного родственника;
  • рисует объекты и линии слабо или нечетко,

то эти показатели тоже могут говорить об агрессивном поведении.

 

Как лечат агрессию у детей?

 

 

Медикаментозное лечение применяется только тогда, когда злоба, гнев и агрессия сопутствуют психическому расстройству. Назначать препараты должен только врач. Во всех остальных случаях агрессивное поведение корректируется при помощи методов психотерапии.

Психолог должен выяснить причину проблемы, определить наличие у ребенка ресурсов, достаточных чтобы с ней справиться, и провести психологическую коррекцию при помощи следующих техник:

  • арт-терапии (лечение с помощью искусства и творчества) и ее многообразных направлений (изотерапии, песочной терапии, глинотерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцев);
  • игровых упражнений (специалист предлагает малышу выплеснуть свое раздражение и злость при помощи физических упражнений, кидания мяча, игр с водой и других материалов);
  • групповых тренингов (занятия в группе способствуют улучшению коммуникативных навыков и искреннему выражению чувств, малыш учится отстаивать свою точку зрению, перестает ощущать себя одиноким);
  • релаксационных техник (дыхательные гимнастики, упражнения на расслабление и переключение внимания помогут уменьшить уровень тревожности).

Обо всех способах и методах работы с агрессивными детьми рассказывают опытные психологи на нашем дистанционном курсе. Освоив эту программу профессиональной переподготовки, вы получите востребованную и гуманную профессию педагога-психолога, сможете помогать детям справиться с нарушениями поведения и отклонениями в развитии, научитесь раскрывать творческий потенциал у детей и подростков.

Если не тянуть и вовремя обратиться к психологу, то агрессия в детском возрасте успешно корректируется, но для этого потребуются усилия и участие не только педагогов и психологов, но и родителей.

 

Советы родителям:

как помочь агрессивному малышу исправить поведение

 

 

Придется набраться терпения, поскольку скорректировать агрессию с помощью пары-тройки занятий не получится, потребуются регулярные действия, изменение образа жизни и привычек всех членов семейства.

Следующие рекомендации опытных психологов помогут родителям поменять свое поведение и справиться с проявлением агрессии у ребенка.

  1. Не запрещайте малышу выражать негатив в безопасной форме. Чувства – это нормальная реакция человека, даже если они отрицательные.
  2. Занятия физкультурой, спортом или любая подвижная игра снимут напряжение и дадут выход агрессии.
  3. Относитесь к ребенку с уважением, интересуйтесь его делами, страхами, достижениями, спрашивайте мнение по разным вопросам.
  4. Старайтесь улаживать все конфликты в семье мирным путем (без ссор, криков и, тем более, психологического и физического насилия).
  5. Говорите с малышом о его действиях, не переходя на личности («Ты ведешь себя грубо», а не «Ты грубиян!»).
  6. Старайтесь повышать его самооценку, не забывайте хвалить даже за незначительные достижения и победы.
  7. Обязательно будьте честными с ребенком, выполняйте обещания, не обманывайте, не совершайте сами поступки, за которые его ругаете.
  8. Минимизируйте агрессию в жизни малыша (не произносите грубых слов, не смотрите жестокие фильмы, удалите на компьютере игры-стрелялки).

Помните, что с агрессией в поведении своих детей сталкиваются многие родители. Важно не отмахиваться от проблемы, не загонять ее вглубь, а попробовать решить прежде всего через любовь, доверие и уважение. Помните, что малыш, в первую очередь, копирует именно вас.

 

 

свернуть

Аутизм или расстройства аутистического спектра

02.04.2024

Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) - термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.

Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра.

Некоторые (около 20–25 %) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.

 

свернуть

Как помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями

03.01.2024

Как помочь ребёнку

справиться с негативными эмоциями

 

Иногда ребенок испытывает негативные эмоции – страх, тревогу, гнев. И родители, переживая, не знают, как ему помочь справиться с ними. Многие боятся сделать что-то неправильно, а при любом затруднении бегут за советом к друзьям или психологу. Ребенок же, чувствуя их неуверенность, беспокоится еще сильнее, и эта тревога сразу же проявляется в его поведении. На самом деле, родителям свойственно себя недооценивать, они знают своего ребенка, его особенности и часто даже интуитивно понимают, что именно нужно сделать, чтобы помочь.

 

Есть несколько простых методов, которые помогут детям младшего школьного возраста справляться со своими чувствами (обидой, ревностью, разочарованием) или преодолевать бессознательные страхи (страх перед расставанием, боязнь неудачи или соперничества...).

 

1) Спросить «Того, кто все знает»

Этот метод основан на идее коллективного бессознательного, согласно которой каждый из нас с рождения несет в себе весь опыт человечества. Эту часть психики можно назвать «Тот, кто все знает» и научить ребенка обращаться к нему за помощью.

Например, робкий ребенок не сможет объяснить, почему он боится подходить к другим людям. Бесполезно расспрашивать его об этом или рассказывать, как лучше действовать. Для начала вы предлагаете вместе с ним выбрать, что (или кто) мог бы олицетворять мудрую фигуру «Того, кто все знает». К примеру, животное, сказочный герой или предмет. А затем рассказать ребенку, что он может обращаться к этому персонажу за советом каждый раз, когда ему становится страшно, неприятно или трудно. Взрослым будет интересно узнать, что отвечает бессознательное, но лучше не настаивать. Решения, которые оно предлагает, обычно оказываются разумными и действенными.

Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы.

 

2) Сочинить свою сказку

Решение многих детских трудностей и конфликтов можно найти в волшебных историях. Непросто объяснить ребенку, что с ним происходит, но он легко узнает себя в герое сказки, кем бы тот ни  оказался – Мальчиком-с-пальчик или испуганным поросенком.

Метафора – это язык бессознательного, и потому сказочные истории так нравятся детям. Они утешают, дают надежду и показывают выход из сложной ситуации. Вы можете сочинить для ребенка сказку, в которой речь будет идти о таких же, как у него, проблемах – застенчивости, страхе, ревности. Ее героем может стать не только ребенок, но и животное или любой предмет. Нужно наделить его похожим характером, добавить узнаваемые детали, которые помогут ребенку идентифицировать себя с героем сказки. Он будет сталкиваться с похожими трудностями, но выйдет победителем благодаря уникальному свойству, о котором он даже не подозревал. Развязка истории всегда положительная.

Сочинительство обращено к собственному бессознательному родителей, которое напрямую связано с бессознательным ребенка. И потому терапевтической пользы от сказки, придуманной родителями, гораздо больше, чем от традиционной, с прописными истинами.

Важно, чтобы, занимаясь с ребенком, взрослые были расслаблены и спокойны: чувствуя это, дети тоже успокаиваются и начинают больше доверять себе.

 

3) Посетить волшебный мир

Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия. Цель этого метода – научить их чувствовать себя в безопасности и создавать особенное пространство, «волшебный мир», в котором возможны (и будут происходить) положительные изменения. Чем больше в этом мире конкретных деталей, подробностей, тем легче и быстрее ребенок будет попадать в него.

Можно предложить ему закрыть глаза и представить, как он отправляется в какое-нибудь знакомое и приятное ему место, где он чувствует себя хорошо и спокойно. Лучше, если он сам выберет способ передвижения – лошадь, ракета, ковер-самолет или что-нибудь другое». Для более полного погружения попросите его обращать внимание на то, что он видит, слышит и ощущает. Цвет, запах, вкус и прочие детали помогут сделать волшебное пространство почти настоящим. На это необходимо время, поэтому не торопитесь сами и не торопите ребенка.

После возвращения из воображаемого путешествия обязательно расспросите его о том, что с ним происходило, какие чувства он испытывал. «Это был лес или море? Тебе было тепло? А звери там были?»

Заканчивая, обязательно спросите, вернулся ли он обратно и все ли с ним сейчас в порядке. В этот мир можно отправляться снова и снова, сначала с помощью родителей, а затем, освоившись, самостоятельно.

 

4) Помочь расслабиться

Релаксация помогает справляться с трудностями, которые проявляются телесно, – непоседливость, вспышки гнева. Этот метод необходим прежде всего тем детям, которые не уверены в себе и часто тревожатся. И тем, кто бывает агрессивен: некоторым детям мир кажется настолько опасным и ненадежным, что они, не выдерживая, нападают первыми.

Расслабление снижает агрессию, физическое и эмоциональное напряжение и приносит долгожданный отдых». Ребенок оказывается в состоянии полусна, откуда ему легче «войти» в мир фантазий или слушать терапевтические сказки.

Релаксации помогают негромкая спокойная музыка и успокаивающие запахи (лаванда, душица, мелисса). Предложите ребенку устроиться поудобнее и дышать животом – это легче сделать, если представить, что в животе находится воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. Взрослый может показать это на себе не только для примера, но и для того, чтобы расслабиться самому.

Воображение – хороший помощник для расслабления. Можно предложить ребенку притвориться, что он снежная баба... У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Под лучами солнца баба постепенно тает, сначала голова, затем одна рука, другая… И вот она уже превратилась в лужицу... Для первых сеансов необходима помощь взрослых, но затем ребенок может расслабляться самостоятельно, например, в школе, перед тревожащим его событием.

 

5) Выразить переживания

Чтобы освободиться от негативных эмоций и почувствовать себя легче, ребенку необходимо их выразить. Но дети часто отказываются говорить о них, они могут еще плохо понимать себя или, зная, что некоторые переживания не одобряются, скрывать их от взрослых.

Любые творческие занятия помогают обойти эту трудность. Предложите ребенку нарисовать или вылепить то, что ему неприятно или пугает его. Теперь ему будет гораздо легче рассказать, что это, какое оно. Напомните ему, что допустимы любые чувства и фантазии.

В момент рассказа родителям достаточно быть внимательными и заинтересованными слушателями, которые тактичными вопросами «достанут» из сына или дочери как можно больше переживаний. Но какими бы ни были чувства ребенка, их нельзя оценивать, осуждать или исправлять. После того как ребенок закончит рассказывать, он может сделать со своим «произведением» все, что захочет, – разорвать, скомкать, уничтожить... Пусть он представит, как одновременно с этим разрушается и ситуация, которая его тревожила.

Следующая задача – заполнить опустевший «сосуд» положительными чувствами. Предложите слепить или нарисовать то, что ему нравится, из неприятного события сделать приятное, как это часто случается в жизни.

 

 

 

 

 

Как помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями

 

 

 

свернуть

Адаптация первоклассников к школе

12.09.2023

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

Принято считать, что адаптация первоклассников к школе может длиться от двух недель до нескольких месяцев, а возможно, и весь первый класс. Всё очень индивидуально — здесь играют роль разные факторы: специфика школы, характер ребёнка, объём учебной нагрузки, психологическая стабильность, атмосфера в семье, профессионализм педагога, коллектив.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной  дезадаптации и трудностей обучения.

 

 

ЧТО ЖЕ ТРЕБУЕТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ?

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем ВЫ. Это УЧИТЕЛЬ. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
  11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы заниматься с ним дома, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.
  12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 

 

  ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА:

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

 

        

 

УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!!!

 

свернуть

Консультация родителей по гендерному воспитанию детей

Консультация для родителей

по гендерному воспитанию

 

        Термин  «гендерное воспитание»  знаком большинству родителей. Но все ли хорошо знают его суть? В переводе с английского языка слово «gender» означает «род», «пол». И, следовательно, гендерное воспитание – это воспитание ребенка с учетом его пола.

         Родители часто задумываются как правильно воспитывать мальчиков и девочек. И отличается ли их воспитание?

         А может  дети есть дети, и никакого особого подхода не надо?

          От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

        Родители должны помнить о том, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, а также по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.  

        

         К сожалению, наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах  многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

           Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков.

      Важно помнить!

  • В любом возрасте мальчики требуют к себе значительно больше доверия. Им надо чаще говорить, что вы верите в них. Девочки же ждут от окружающих больше заботы.
  • Мальчики будут благодарны вам за предоставление им самостоятельности. А девочки более беспомощные и всегда нуждаются в поддержке. Но, обязательно, девочек надо учить искать выход из затруднительных ситуаций.
  • Для приобретения таких мужских качеств как целеустремлённость, уважение к себе, мальчику необходимо предоставлять возможность добиваться много самому, без помощи взрослых. Девочка же ждёт помощь от взрослых, она с удовольствием её принимает и расценивает как проявление любви к ней.
  • Излишняя опека и забота со стороны мам и бабушек делает будущих мужчин слабыми. Завышенные требования в воспитании девочек со стороны пап приводят к тому, что девочка начинается сомневаться, что её любят. А ведь именно им необходимо знать, что их любят просто так, такими, какие они есть.
  • Мальчикам для достижения цели необходима чёткая мотивация. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу. Девочек мама должна привлекать к «женским» домашним делам.
  • Для формирования ответственности у мальчиков, им необходимо организовать режим и дисциплину.

 

          Уважаемые родители! Половое развитие в первую очередь зависит от семейного уклада, привычек, которые ребёнок перенимает у вас. Поэтому необходимо стремиться к собственному совершенству, чтобы дети подражая вам, перенимали только ваши лучшие черты.

свернуть

Гендерное воспитание – как вырастить личность

Консультация для родителей

Гендерное воспитание – как вырастить   

          личность

 

      «Гендерное воспитание – это формирование у детей представления о настоящих мужчинах и женщинах и эффективной социализации личности».

       Именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.

      В современном мире наблюдается тенденция: границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более агрессивными, жёсткими. Мужчины наоборот стеснительными и боязливыми.

Ошибки воспитания

      Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша. Например,

  • если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем!
  • если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

 

Что нужно знать родителям о девочке.

        Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

…Я тебя так люблю!... Ты у меня самая лучшая!...Ты самая удивительная!... Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!    …и т.д.

Что нужно знать родителям о мальчике.

        Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно. Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.

      Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Пример родителей

       На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.

Помните! Отец – это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность и целеустремлённость.

                     Мать – это любовь, уют, доброта, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие, веру в свои силы.

      

       Уважаемые родители! Семья является важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей.

 

    Сердечность семейных отношений, внимание к девочке  и мальчику, любовь, дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности!

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

 

свернуть
1 марта, пятница

Советы_психолога_родителям_будущих_первоклассников

подробнее...

Наказывая,подумай зачем

подробнее...

Ребенок ругается матом

подробнее...

Почему лгут наши дети

подробнее...

О внешности и прозвищах

подробнее...

Если ребенка дразнят в школе

подробнее...

В семье растёт сын и дочь

подробнее...

Тревога и здоровье детей

подробнее...

Родители и воспитатели

подробнее...

Советы психолога

подробнее...